Не жалеть, не желать, наплевать
Сегодня, в очередной раз прибирая коллекцию своих картинок, я набрел на этого мальчика. Правда, к стыду своему, я не знаю, ни кто это написал, ни иллюстрация к какому это роману. Знаю лишь, что это один из призеров нашего родного фестиваля фантастики «Звездный мост», по-моему, за 2005 год. (Надо все же залезть выяснить, нельзя же быть таким гадом)







И захотелось вспомнить, как это было. Как ни как, я, может быть с горем по полам, закончил семилетку по классу скрипки.

А точнее я хочу рассказать о том кошмаре, неизбежность которого толкала меня на самые глупые, бессмысленные и неблаговидные поступки. Кстати именно благодаря нему появилась моя любимая присказка «завтра будет завтра». Я расскажу о таком изощренном способе истязательства над молодыми дарованиями, как «годовой концерт» (это что-то вроде экзамена). Сразу говорю это собирательный образ с концертов 6, 4, и, наверное, 3 классов. Более ранние концерты я не помню по причине малолетства. В пятом классе я его просто откровенно прогулял, а выпускной, хм с выпускным все было проще и интересней, дело в том, что к нему я подготовился, и вышел на сцену основательно заправленный валерьянкой, обильно сдобренной коньячком. Как потом оказалось, и того и другого было явно больше, чем это необходимо, поэтому отыграл значительно хуже, чем мог бы. Но зато с меньшими потерями для своей нервной системы.



Начиналось все с того, что я еще за несколько часов приходил в школу, попутно встречая таких же обреченных, с уже расширенными от страха глазами, заходил в класс своей учительницы, и, по очереди с остальными ее птенцами, начинал разыгрываться под чутким руководством. Хотя, по настоящему, исправить на этом этапе уже вряд ли чтонить возможно и роль преподавателя сводится к тому, чтобы, то грозным рыком, то успокаивающим ворчанием, привести нас к более ли менее адекватному состоянию психики. Надо сказать у меня была отличная учительница, (что бы я ни говорил о ней в те моменты, естественно про себя) и ей удавалось довести нас за эти час, полтора до почти нормального состояния. Потом мы все выходили в «малый зал» (я до сих пор не могу понять, почему его назвали «малым». Когда я туда попадал, мне казался он просто огромным, сейчас безуспешно пытаюсь прикинуть его размеры, в общем, в нем было не меньше 30 рядов, ширина каждого... Ну, не знаю какая, большая. Кстати у нас еще был и «большой зал» он действительно был большой, больше среднего кинотеатра, и занимал целую половину школы.) Рассаживались в первых четырех рядах (естественно не только мы, обреченных было МНОГО). И узнавали результаты самой важной, для нас в тот момент, лотереи. А именно свой номер в очереди. От этого зависело почти все. Ели ты первый, то ты не успеешь сильно испугаться, но с другой стороны ты не успеешь и понять, ВО ЧТО ты вляпался. Если последний, ха если последний, то тебе наверное будет уже все равно, за, как минимум два часа концерта, ты спечешься до такой степени, что будет уже все абсолютно пофик по причине острого отравления адреналином. Ну не знаю пофик, не пофик, но сыграть точно ничего не сможешь. Слава богу я этого ни разу не испытал. Один раз, когда Александра Ивановна (наш преподаватель) узнала, что ее ученики будут играть в конце концерта, она просто вывела нас всех из зала и заставила разыгрываться (настраивать психику) заново. За то в зал мы вошли за три выступления до своей очереди.

Хуже если играть приходится гденить в середине. Приходится сидеть на своем месте, слушать и рассматривать других несчастных (попутно сравнивая их с самим собой), затылком чувствовать сидящих сзади мамаш \ кумушек, обсуждающих очередное чадо, вспоминать все известные молитвы \ заклинания и пытаться вытереть обо чтонить потные ладони. И так в течение примерно часа. Жуть.

Ну вот, наконец, озвучивают мою фамилию и я начинаю выбираться в сторону сцены. Возле самых ступенек Александра Ивановна забирает скрипку, с явным сомнением поглядывая на мои руки. Можно ли доверить им не то что этот нежный инструмент, а балалайку кустарного производства. И начинает его настраивать (я этого толком не умел делать даже в тепличных условиях Нет, попытаться мог, но результат был далек от совершенства. Машинок тогда почти ни у кого не было, а колки меня слушаться решительно отказывались, и спускали как только я уберу руку. Права моя сестричка, такие вещи надо любить, но я на это был тогда неспособен).





ЗЫ Как обычно, все сразу сюда не влезло, продолжение в коментх

Комментарии
07.10.2006 в 01:19

Не жалеть, не желать, наплевать
И вот, после пары минут мучительного мандража я поднимаюсь на сцену. Господи, сколько раз в нас вдалбливали. Не смотри в зал, что бы ни случилось, не смотри в зал, НИКОГДА, НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НЕ СМОТРИ В ЗАЛ. Проблема только в том, что согласно этикету, который всегда выполнялся, поднявшись на сцену ты должен улыбнуться комиссии (которая как раз сидит в глубине зала, в самом выгодном, с акустической точки зрения месте) и поклониться. Поэтому, вольно или невольно, я затравленным взглядом обводил этот грешный зал (не забывайте, все это рассказано с точки зрения 9-12 летнего ребенка), до отказа забитый родителями таких же несчастных, их родственниками, кумовьями и кумушками, крестными и крестницами, ну и просто любопытствующими. Описывать свои ощущения в этот момент я не буду, понадеюсь лишь на ваше воображение. Я лишь попытаюсь описать последовательность действий, помогающих не сойти в этот момент сума. Вот я беру скрипку плечом и потным подбородком, поднимаю смычек и даю кивок акампониаторше что мол поехали. Далее счет идет даже не на секунды, на такты. Первое что надо сделать, отсчитать трете окно от сцены, за ним идет стояк плохо покрашенной батареи, а за ним висит картина. Рядом была художественная школа, так что картины у нас висели везде, так сказать культурный обмен. Так вот дальше идут основы йоги и буддизма, которому нас естественно не учили. На этой картине находишь левый нижний угол, и, дальше идут танцы с бубном, выбираешь какойнить один мазок. Тут важно не мухлевать а сосредоточится полностью и абсолютно. Не должно остаться ни зала, ни людей, ни музыки, ни скрипки, ни, самое важное, тебя. Существовать должен лишь не самый удачный мазок в общем неплохой картины. Не забывайте, время идет, четыре такта вступления давно пролетели и ты уже играешь. Пальцы пока бегут на автомате, выполняя давно вбитые через них приказы спинного мозга. А куда им, черт возьми, деваться, после того, как ты в течении как минимум трех месяцев, каждый день (ну почти каждый день ;) ) как минимум по часу-полтора пилил одно и то же, не считая школы два раза в неделю и занятий в классе после уроков, когда любимая учительница, запирала тебя в свободном кабинете с условием, что не выпустит до тех пор, пока результат не начнет ее хоть частично устраивать. На самом деле полтора часа явно недостаточно, нужно как минимум два-три. Я же, иногда, когда меня все окончательно доставало, просто записывал свои художества на магнитофон и проигрывал их, услаждая слух ничего не подозревающих родителей. Так вот, я опять отвлекся, пальцы конечно, ПОКА, бегут на автомате, но долго это продолжаться не может, потому что скрипка, к сожалению, не гитара, и если рука, после одного из переходов, сместится хотя бы на четверть миллиметра, то и звук уплывет на четверть тона в непредсказуемом направлении, что и услышит весь зал. Конечно кроме меня, потому что я, пока, слушать чтонить абсолютно не в состоянии. (Кстати даже если я это услышу, исправить не сделав еще хуже будет той еще проблемой, это ведь надо перевести все на сознательный уровень, потом ПОПАСТЬ, что труднее чем кажется, а потом опять позволить пальцам зажить собственной жизнью, что вообще для меня на тот момент было анриал.) Поэтому нужно потихоньку, осторожно перевести фокус внимания на мелодию, услышать ее и раствориться в ней. Вы когданить слушали музыку так, что нет ни стен, ни потолка, ни окружающих, ни вас, есть только заполняющая весь мир мелодия? (Наверное это самое чувствуют лучшие исполнители бальных танцев. Когда вокруг нет ничего, кроме музыки, эмоций и глаз партнера. Если иначе, то это всего лишь дерганье выброшенной на песок рыбы. Терпеть не могу клубняк.) После того как мелодия выросла в тебе и стала тобой (о, бедная мелодия, что бы ни написал там несчастный Вивальди, имел в виду он явно не это. Хотя нотный ряд в общем выдержан, но темп, ритм, длительность отдельных нот, громкость… Это даже не вольная трактовка, это почти творчество). Так вот, когда мелодия стала тобой, можно осторожно сосредоточить некоторую долю внимания на пальцах. При этом наконец открыть глаза (хоть они и были открыты, до этого я ничего не видел) и сосредоточиться на грифе. О, боже открыть глаза. В этот момент замечаю бешеный взгляд своей акомпониаторшы. Понимаю, что я убежал вперед как минимум на четверть такта и героически сопротивляюсь любым попыткам меня догнать. Чтобы как-то выровнять темп (акомпонимент потом пусть сам подстраивается) начинаю потихоньку отбивать ногой такт. О боже. Нога. А точнее коленки. В этот момент они, самым предательским образом начинают дрожать. И это только начало новых неприятностей Плечи, предплечья, запястья, пальцы, от переизбытка адреналина начинают самым натуральным образом деревенеть. А фишка в том, что чтобы сыграть любой звук, даже самый простой, нужно расслабить все, что только можно, и как можно полнее. Любое чрезмерное усилие оборачивается или скрипом и скрежетом, или просто сходом с дистанции, если левая рука не сможет перескочить на нужную позицию. Про такие же финты, как «вибрация» которая в общем обязательна и постоянна, можно забыть сразу. А впереди надвигается очередное испытание. Соло. Это когда затихает акомпонимент, в зале все окончательно догадываются заткнуться (лучше бы они орали) и играешь ТОЛЬКО ты. Надеюсь у вас богатое воображение…

В общем мне никогда не было дела ни до своей оценки, ни даже до того как я сиграл и что обо мне думают. Высшей наградой было ступить на эти три ступеньки, ведущие со сцены обратно в зал.

13.10.2006 в 11:15

Бог во мне
Хорошее начало, Жень :) Некоторые моменты очень улыбали, например вот этот:

Так вот дальше идут основы йоги и буддизма, которому нас естественно не учили. На этой картине находишь левый нижний угол, и, дальше идут танцы с бубном, выбираешь какойнить один мазок. Тут важно не мухлевать а сосредоточится полностью и абсолютно. Не должно остаться ни зала, ни людей, ни музыки, ни скрипки, ни, самое важное, тебя. Существовать должен лишь не самый удачный мазок в общем неплохой картины.

Клас :)

У меня схожие чувства были, когда меня заставляли участвовать в какой-нибудь спортокиаде. Ужаснах. Как вспомню - так вздрогну :)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail